Почему в электромобилях чаще укачивает пассажиров

21 июл 2025
Плавный ход, бесшумность и отсутствие вибраций — одни из главных преимуществ электромобилей. Казалось бы, именно эти качества должны уменьшать вероятность укачивания пассажиров.

 

Однако научные исследования показывают обратное: для многих людей электромобили вызывают более сильное укачивание, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания. И теперь у этой странности есть объяснение.

Одним из основных факторов, которые влияют на укачивание, является отсутствие синхронизации между ожидаемыми и фактическими ощущениями от движения. Именно поэтому водителей укачивает крайне редко: находясь за рулём, человек предугадывает, когда автомобиль ускорится, повернёт или затормозит, и мозг заранее готовится к этим действиям. Пассажиры, напротив, оказываются в состоянии неопределённости — они не контролируют движение и не получают достаточного количества сигналов для адаптации организма.

Ситуация с электромобилями усугубляется тем, что привычные для мозга ориентиры исчезают. Электродвигатели не издают характерного рыка при разгоне, вибрации почти отсутствуют, а торможение часто происходит автоматически благодаря системе рекуперации энергии — водителю даже не нужно нажимать педаль тормоза. Как результат, пассажиры теряются в ощущениях: они не чувствуют момента, когда начинается замедление, и не слышат, когда машина набирает скорость.

 

Об этом рассказал аспирант Технологического университета Бельфор-Монбельяр во Франции Уильям Эмонд в интервью The Guardian. Он отметил, что человеческий мозг привыкает к движениям и сигналам бензиновых автомобилей — звуку мотора, вибрациям, оборотам двигателя. В электромобиле же вся эта информация исчезает, и мозгу нужно время, чтобы адаптироваться к новым условиям движения. Первая поездка на электрокаре, по словам Эмонда, становится своеобразным "сенсорным шоком" для восприятия.

В ходе исследований было установлено, что тишина и плавность — хотя и кажутся преимуществами — в реальности могут сбивать с толку вестибулярный аппарат. Так, в одном исследовании 2020 года исследователи пришли к выводу, что отсутствие звуковых ориентиров усиливает укачивание. В другом исследовании 2024 года внимание было уделено микровибрациям сидений в электромобилях, которые также могли оказывать влияние на восприятие движения.

Отдельно стоит упомянуть влияние системы рекуперативного торможения. Вместо традиционного, резкого торможения, электромобили плавно замедляются за счёт сопротивления электродвигателя, что создает нехарактерное для организма ощущение. При этом практически исчезает промежуточная фаза свободного движения накатом, которая присутствует в бензиновых машинах. Именно отсутствие этой фазы может вызывать дополнительный дискомфорт.

Можно предположить, что по мере развития технологий и увеличения доли электромобилей на дорогах проблема станет менее актуальной. Новые поколения водителей и пассажиров, которые не будут иметь опыта езды на автомобилях с ДВС, вероятно, не будут воспринимать движение электрокара как нечто непривычное. Но пока люди, привыкшие к «бензиновым» машинам, продолжают испытывать неудобства.

Укачивание в электромобилях — это не просто досадная особенность, а отражение того, насколько глубоко наш мозг зависит от устоявшихся моделей восприятия. И, возможно, с переходом на новые типы транспорта, нам всем предстоит научиться чувствовать движение заново.

 

Мы будем следить за новостями и держать вас в курсе событий.

А познакомиться с электромобилями мировых брендов вы можете в компании Авто Премиум Групп.

Также обратите внимание на «автомобили в наличии», которые также ждут вас на нашей площадке!

Добро пожаловать на сайт компании, где вы сможете узнать о новинках мирового автомобильного рынка и даже заказать понравившийся автомобиль онлайн, не выходя из дома.

Будем рады угостить Вас ароматным кофе на площадке компании в Москве на Боровском шоссе, 6/4.

  • Nissan
  • Toyota
  • Chrysler
  • Dodge
  • Lincoln
  • Acura